Цель Программы — подготовка высококвалифицированных специалистов, способных проводить исследования и разработки мирового уровня «на стыке» физики, химии и механики материалов, разрабатывать новые конструкционные и многофункциональные материалы (металлы, сплавы, керамики и композиты на их основе, новые материалы для наноэлектроники и спинтроники и др.), разрабатывать новые технологии получения и обработки перспективных конструкционных и многофункциональных материалов, а также иметь практические навыки работы на современном технологическом и исследовательском оборудовании мирового уровня.
Срок обучения: 4 года по очной форме.
Основные направления научных исследований – актуальные направления развития в области физики конденсированного состояния и физического материаловедения, в которых компетенции научных школ ННГУ заметно превышают общероссийский уровень и в которых они являются мировыми лидерами, в том в числе:
Углубленные фундаментальные знания в следующих областях:
- электронные, оптические и транспортные свойства полупроводников и различных наноструктур на их основе – квантовых ям, нитей, точек, гетеропереходов, сверхрешеток;
- физические процессы, происходящие в новых современных материалах – таких как полупроводники с сильным спин-орбитальным взаимодействием, графен, топологические изоляторы;
- структура и физические свойства монокристаллов комплексных соединений поливалентных металлов;
- физика границ зерен и другие специальные разделы теории дефектов;
- диффузионно-контролируемые процессы в конструкционных материалах (металлах, сплавах, керамиках), лежащие в основе новых методов получения и обработки нано- и ультрамелкозернистых материалов с повышенными физико-механическими свойствами и эксплуатационными характеристиками для перспективных приложений в машиностроении и энергетике;
- физика, механика и химия процессов деформации и разрушения перспективных конструкционных материалов при воздействии различных повреждающих факторов (коррозионно-активные среды, повышенные температуры эксплуатации, повышенные скорости износа и др.).
Практические навыки и опыт работы
- умение использовать современное технологическое (в том числе — нанотехнологическое) и исследовательское оборудование мирового уровня;
- умение оперировать современными методами теоретического анализа и компьютерного моделирования при изучении сложных твердотельных систем и объектов;
- практические навыки в области проектирования новых конструкционных и функциональных материалов (металлы, сплавы, стали, керамики, композиты) с высокими физико-механическими свойствами и эксплуатационными характеристиками;
- практические навыки в области разработки и применения новых методов получения активных материалов для перестраиваемых и фемтосекундных лазеров, их оптических и других свойствах;
- навыки работы в области высокопроизводительных технологий моделирования электронных состояний в наномасштабных полупроводниках и квантовых устройствах на их основе;
- практические знания в области научных основ новых технологических процессов получения новых перспективных конструкционных материалов (в том числе – наноматериалов);
- умение разрабатывать и внедрять новые методики исследования структуры и свойств новых материалов (в том числе – наноматериалов).
Основные профессиональные модули образовательной программы:
- Новые методы моделирования;
- Новые технологии;
- Новые материалы;
- Новые методики;
- Производственная практика.
Отличительная особенность Программы
- Гибкий характер, выражающийся в минимальном числе обязательных курсов и большом числе курсов «по выбору». Это позволяет обучающемуся выбирать персональную «траекторию обучения» и, как следствие, получать углубленные навыки в той сфере деятельности (направлении), которая кажется наиболее перспективной как ему самому, так и его потенциальному работодателю.
- Ориентация на профессиональные стандарты в области наноматериалов и нанотехнологий.
- Обязательная производственная практика в течение всего срока обучения, целью которой является развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской (опытно-конструкторской, технологической) работы путем участия в выполнении финансируемых НИОКР или выполнении типовых задач-«кейсов», сформированных на основе практических задач стоящих перед промышленными предприятиями.
- Соответствие Программы Научной платформе «Науки о материалах» Стратегии развития ННГУ на период до 2020 года, основным приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий РФ, а также основным критическим технологиям РФ в области наноматериалов и нанотехнологий.
Подготовка аспирантов проводится на базе физического факультета ННГУ (базовые кафедры: Кафедра кристаллографии и экспериментальной физики, Кафедра теоретической физики, Кафедра физического материаловедения, Кафедра информационных технологий в физических исследованиях), Научно-исследовательского физико-технического института ННГУ, а также Исследовательской школы «Наноматериалы и нанотехнологии» ННГУ.
В Наблюдательный совет Программы, отвечающий за ежегодную обязательную корректировку Программы и проведение оценки уровня подготовки выпускников, входят представители промышленности и РАН – потенциальных работодателей выпускников настоящей Программы: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», АО «ОКБМ Африкантов», НПФ «Элан-Практик», ИПФ РАН, ИМЕТ РАН и др.
Научный руководитель Программы – Чувильдеев Владимир Николаевич, д.ф.-м.н, профессор, директор НИФТИ ННГУ, заведующий кафедрой физического материаловедения, директор НОЦ “Нанотехнологии”, руководитель Исследовательской школы “Наноматериалы и нанотехнологии” ННГУ, руководитель ведущей научной школы РФ “Технологии спроектированных металлических и керамических материалов специального назначения”.
Контакты для поступающих в аспирантуру по данной специальности:
Профильные кафедры:
– кристаллографии и экспериментальной физики;
– теоретической физики;
– физического материаловедения;
– информационных технологий в физических исследованиях.
Обучение по данной специальности ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов высшего образования подготовки аспирантов по направлению 03.06.01 “Физика и астрономия” (утвержден приказом Минобрнауки РФ №867 от 30.07.2014 г., зарегистрировано в Минюсте РФ №33836 от 25.08.2014 г., с изменениями и дополнениями от 30.04.2015 г.).